Перейти к публикации
zelezniyfelix

К 90-летию памятника Прометей (1922 - 2012)

Оцените эту тему

Рекомендованные сообщения

Греческая мифология сохранила предание о могучем титане Прометее, который подарил человечеству огонь, похищенный им с небес, и научил людей ремёслам и письму, земледелию и мореплаванию, искусствам и приручению животных. Дары Прометея открывали людям широкий путь из мира дикости в царство всеобщего благоденствия. Но мстительные боги заковали титана, а на людей наслали зловещую армию напастей и бед, болезней и пороков. Попытка Прометея сделать людей равными богам не осуществилась. Но сохранилась у благодарного человечества память о добром титане, "самом благородном святом и мученике..."

30411e2e7d27.jpg

Памятник установленный в 2000 году.

210e23867a94.jpg

Памятник изготовленный в 1922 году Соколом А.Я. и восстановленый в 1947 году дочкой Сокола А.Я. - Брусовой (Сокол) О.А., ныне стоящий на подворье Городского музея.

“Раскованный Прометей” - так называется монумент, возвышающийся на одной из площадей Днепродзержинска, недалеко от проходной металлургического завода им. Ф. Э. Дзержинского. С этого памятника во всех капитальных изданиях обычно начинается рассказ об истории становления украинской советской архитектуры и монументального искусства, но нигде пока не опубликованы полные документальные сведения о его создателе.

В результате долгих поисков пишущему эти строки в тесном сотрудничестве с Глок Л.С. и внуками Сокола А.Я.(Брусовой Л.С. и Брусовым В.С.) удалось установить и точную дату возведения монумента, и впервые раскрыть основные этапы творческой биографии его автора - Алексея Яковлевича Сокола.

Сокол Алексей Яковлевич (1870-1939).

y_46bbd864.jpg

Родился в селе Скопцы Переяславского района Полтавской области (теперь село Веселиновка Барышевского района Киевской области). Отец его, так же как и дед, и прадед, был искусным печником, и будущий живописец, скульптор, архитектор и инженер-строитель ещё мальчиком расписывал, как это принято на Украине, печи, сложенные мужчинами семьи.

Алексей Сокол закончил церковно-приходскую школу в родном селе, затем - реальное училище в Киеве, Московское училище живописи, ваяния и зодчества и наконец Петербургскую академию художеств (1903-1911гг.), где учился в мастерских И. А. Репина и Чистякова.

Страница из Юбилейного справочника Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств (1764-1914г.г.)

eba1f76aa694.jpg

(продолжение следует)

Изменено пользователем zelezniyfelix

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо. Интересно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжение.

Будучи студентом академии, Алексей Яковлевич благодаря своим наставникам, принимает активное участие в культурной жизни государства Российского. Так в 1905 году по просьбе И.Е. Репина, которого кубанские казаки попросили провести художественную выставку картин на Кубани, Алексей Яковлевич написал свою картину "Козак", которую я отыскал в Бердянском художественном музее им.И.Бродского, где она находится в постоянной экспозиции и была подарена музею И.И.Бродским в 1930 году в числе других 600 картин.

d0a43d352d96.jpg

В 1907 году при подготовке празднования 200 летия Полтавской битвы, Алексея Яковлевича назначают главным распорядителем реставрационных работ в Сампсониевской церкви в Полтаве, где он не только руководит работами, но и сам занимается росписью церкви.

234f3f977841.jpg

22a9bc06e3c5.jpg

1b86cad93ce9.jpg

Историческая справка:Сампсониевская церковь

В 1840 году был объявлен конкурс на проект церкви над братской могилой российских воинов. А в 1841 году утверждён проект архитектора Й. И. Шарлеманя, доработанный в 1848 году. Заложение состоялось в 1852 году. Церковь освятили в 1856 году в честь святого Сампсония Странноприимца и строилась она на средства Й. С. Судиенка.

Здание каменное, прямоугольное в плане, четырёхстолпное, венчалось центральным куполом и четырьмя декоративными главками по углам. В 1895 году произведена реконструкция по проекту архитектора Н. Никонова. В плане церковь получила вид равноконечного креста (длинна и ширина — 20,2 м, высота до зенита купола — 14,2 м).

К 200-летию Полтавской битвы по проекту архитектора С. В. Носова с западной стороны достроена звонница, которая была разобрана в 1930 году. Установлен мраморный иконостас с резным орнаментом и цветной мозаикой, изготовленный фирмой Менциони в Москве. Под руководством художника А. Я. Сокола расписан интерьер, а на восточном фасаде церкви, обращенном к братской могиле, в нише установлена картина с изображением Петра I во время молитвы накануне битвы, которая не сбереглась; ниже прикреплена мраморная доска с текстом приказа войскам:

982bfbd4e8cf.jpg

Росписи Сампсониевской церкви:

304aa69d44ed.jpg

29f1e95636bb.jpg

Изменено пользователем zelezniyfelix

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня тоже вопрос : кому пришла мысль в голову убрать истинный памятник Прометею ( установив его во дворе музея)

и соорудить творение под названием Прометей -2 ?

Ну собственно второй вопрос : кто внимательно смотрел на памятник ( раньше каждые выходные ,когда там горел вечный огонь были цветы и их возлагали молодожены )так вот памятник разрушается и это видно ,вопрос когда будет отремонтирован символ города ?Или его ожидает судьба городских балконов ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

200-летие ПОЛТАВСКОЙ БИТВЫ (Июнь 1909 года)

ПОЛТАВА НАКАНУНЕ ТОРЖЕСТВ

Еще задолго до наступления знаменательных дней 200-летия Полтавской победы Полтава начала готовиться к редкому торжеству.

Мы уже говорили выше, что, благодаря неустанным трудам и просвещенному старанию епископа Полтавскаго преосвяшеннаго Иоанна, все памятники славнаго прошлаго, находившиеся до сего времени в довольно запушенном виде, были поновлены, некоторые заново переделаны и благоукрашены.

Обшественныя учреждения города и частныя лица приняли также, горячее участие в приготовлениях к торжествам.

Пыльная и заброшенная Полтава усиленно чистилась, принаряжалась.

Самое поле Полтавской битвы было также расчищено, выравнено. Здесь, с двух сторон этого обширнаго поля, отведены места для временных лагерей прибывающих на торжества воинских частей.

На полпути между городом и Братской могилой устроены красивые кирпичные бараки для выборных от крестьянских обществ, которые в числе 4200 будут присутствовать на торжествах.

От вокзала Полтава-город (Киево-Воронежской жел. дор.) проведена ветвь по направлению к Братской могиле. В расстоянии около версты от последней устроена Царская ставка - павильон, близ котораго будет находиться ИМПЕРАТОРСКИЙ поезд, и из котораго ГОСУДАРЬ по прибытии в Полтаву изволит в экипаже проследовать к Братской могиле.

Вся огромная работа по охранению порядка и руководительство административной и полицейской частью в дни торжеств были возложены на товарища министра Внутренних Дел сенатора П. Г. Курлова.

Благодаря его неутомимой энергии и распорядительности, порядок во всем, несмотря на огромное стечение народа, был образцовый. И этот порядок достигался отнюдь не суровыми мерами. Наоборот, всякий обращавшийся в канцелярию тов. министра Внутренних Дел за справками и содействием встречал полную предупредительность, а в самые дни торжеств народ беспрепятственно допускался на пути следования ГОСУДАРЯ. Всякому желающему была предоставлена возможность по несколько раз видеть ЦАРЯ.

Еще за несколько дней до торжеств полтавским губернатором гр. Муравьевым было опубликовано следующее обращение к жителям города:

"ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО осчастливит город своим прибытием в знаменательные дни празднования двухсотлетия Полтавской победы.

Для каждаго верноподданнаго присутствие ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА составляет торжество, а для вас, жителей Полтавы, оно является двойным: в дни празднования славной победы Державный Хозяин земли Русской будет среди Вас.

Приняты все меры, чтобы дать возможность каждому иметь счастье лицезреть ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА всюду по путям ЕГО следования без особых билетов, за исключением тех случаев, где местность не предоставляет необходимых для этого условий.

Всем понятное горячее желание каждаго верноподданнаго видеть Своего ДЕРЖАВНА ГО ПОВЕЛИТЕЛЯ не должно мешать вам помнить, что образцовый порядок в такие дни необходим, и я верю, что каждый из вас сумеет его сохранить, в единении с наблюдающею за этим властью.

Честь каждаго обывателя, как потомков славных защитников Полтавы, требует, чтобы предстоящия торжества протекли с должными блеском и порядком, дабы они явились новою светлою страницею в летописях города.

Губернатор граф Муравьев."

С 20 июня Полтава начала наполняться приезжею публикой. Еще ранее начали прибывать войска.

По приблизительному подсчету общее количество войск, участвовавших в торжествах, достигало 11000 человек. Генералов около 500 человек, моряков 150, гражданских чинов 4000. В полном составе прибыли на торжества лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полки, 9 пехотный Ингерманландский Императора Петра I полк. В полном же составе участвовали на торжествах полки, расквартированные в Полтаве: 33 пех. Елецкий и 34 пех. Севский ген. графа Каменскаго полк. Все остальныя пехотныя воинския части, являющийся потомками славных Петровских войск, были представлены на торжествах каждая одною знаменною ротой. Таких рот участвовало в торжествах 9, а именно: 5 гренадерск. Киевск. полка, 6 гренад. Сибирскаго, 13 лейб-гренадерскаго Эриванскаго, 3 пехот. Нарвскаго, 11 п. Псковскаго, 15 п. Шлиссельбургскаго, 21 п. Нижегородскаго, 64 п. Казанскаго, 65 п. Московскаго.

От артиллерии участвовали 1 батарея лейб-гвардии l-й артиллерийской бригады и 1 батарея 9-й артиллерийской бригады.

От кавалерии участвовали в составе 1 штандартнаго эскадрона следующая кавалерийские части:

лейб-гвардии Конный полк, лейб-гвардии Кирасирский ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА полк, лейб-гвардии Кирасирский ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ полк, 1 лейб-драгунский Московский Императора АЛЕКСАНДРА III полк, 1 Уманский, C. Петербургский полк, 10 Гусарский Ингерманландский полк, 13 Уланский Владимирский полк, 17 драгунский Нижегородский полк.

ОТ МНОГИХ ВОИНСКИХ частей присутствовали депутации. Депутация от Войска Донского, в составе 4 заслуженных урядников, георгиевских кавалеров, и двух молодых казаков при офицере, привезли с собою "Белое знамя", пожалованное Императором Петром I Донскому Войску за верную службу против шведов.

На торжествах присутствовала также особая депутация от всего русскаго флота, в составе командира гвардейскаго экипажа контрадмирала гр. Толстого, флигель-адъютанта капитана 2-го ранга Фабрицкаго и младшаго адъютанта главнаго морского штаба, лейтенанта Славинскаго. В состав депутации Морским министром назначен и герой русско-японской войны, капитан 2-го ранга Рыков, три года прослужившей на броненосце "Полтава" и во время осады Порт-Артура лишившийся ноги.

Особаго приглашения к участию в торжестве удостоились потомки сподвижников Петра I и деятелей его эпохи, имена которых связаны с воспоминаниями о славной Полтавской победе.

Среди них мы видим шталмейстера графа Д. С. Шереметева, прямого потомка знаменитаго графа Шереметева, сподвижника Петра Великаго; потомка знаменитаго Василия Кочубея, казненнаго гетманом Мазепой, начальника главнаго управления уделов Свиты ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА генерал-майора князя Кочубея; потомка преданнейшаго друга Кочубея полковника Ивана Искры - Б. М. Искру, живущаго в настоящее время в Москве и мн. др.

Все прибывшия на торжество войска расположились лагерями на самом Полтавском поле. Живописный вид имели эти лагери. Белыя полотняныя палатки блестят на солнце, некоторыя палатки, очевидно, офицерский, расположились в роще. В лагерях кипучая жизнь. Слышны барабаны, происходит ученье, раздаются слова команды.

Лагери Семеновскаго полка освещаются фонарями, поставленными одним бывшим семеновцем, полтавским помещиком, за свой счет... Гвардейские лагери содержатся очень чисто. Соблюдаются самые тщательные санитарные предосторожности. На санитарныя меры полками затрачены большия деньги.

Семеновский полк, напр., за свой счет провел повсюду ответвления водопровода.

В дни торжеств лагери были разцвечены национальными флагами и украшены цветочными гирляндами, везде устроены роскошныя арки.

Здесь же, на поле Полтавской битвы, размещены временные лазареты Краснаго Креста и Полтавскаго губернскаго земства. Везде разставлены бочки с кипяченой водой. Устроены дешевые чайные буфеты и столовыя.

Что касается до самого города, то, как мы уже сказали, он еще задолго до торжеств начал чиститься и приубираться. За два, за три дня до приезда ГОСУДАРЯ город приобрел вполне праздничный и парадный вид. Всюду национальные флаги, арки, задрanированныя цветами и материями, украшенныя древками, вензелями, плошками и разноцветными фонариками.

Здания, витрины, выставки и окна магазинов декорированы. Высятся мачты, обвитыя материей из сочетания национальных цветов, увенчанные горящими

на солнце золочеными орлами. Местами их соединяют перекинутыя зеленыя гирлянды. Столбы фонарей и колонны зданий перевиты зеленью и материей.

Все это красиво сочетается с густыми изумрудными садами, в которых утопает город.

Особенно щеголяют своим убранством здания, выходящия на Александровскую площадь, и Александровская улица.

Только пыль, несносная полтавская пыль портит общее впечатление. Несмотря на дожди, несмотря на усиленную поливку улиц, пыли много везде. Впрочем, пыль в Полтаве, так сказать, историческая. 200 лет назад, шведы, под начальством Левенгаупта, не заметили за тучами пыли, поднятой русской кавалерией, как подошли к укрепленному русскому лагерю и внезапно были расстреляны картечью...

С 24 июня начался усиленный наплыв приезжей публики.

С раннего утра до поздней ночи тихия, сонныя доселе улицы города полны какой-то сплошной праздничной суеты. Блестящими военными мундирами город кишит. Иногда кажется, что это не город, а просто огромный лагерь.

Все местное население, местныя духовныя, гражданския и военныя власти готовятся к встрече великих для Полтавы дней, и все относятся к своему делу сердечно и с горячностью. Чувствуются общая радость и подъем духа и в обществе, и в народе. Что особенно примечательно это полное единение, в стремлениях и заботах достойно и радостно встретить ЦАРЯ и выразить ему свои чувствa беззаветной любви и преданности.

Совсем не замечается хмурых лиц; все озабочены, суетливы, но приветливы и добродушны. Оно и понятно, Полтава - ждет ЦАРЯ. Это чувствуется не только на лицах людей, но и на каждой мелочи кажется, самый воздух наполнен этим торжественным ожиданием.

КРЕСТНЫЙ ХОД

86b2d94d77de.jpg

25 июня. в 2 ч. пополудни, благовест колокола в Успенском кафедральном соборе оповестил об открьшающемся праздновании 200-летия Полтавской победы. В храм прибыли городское епархиальное духовенство и все участники крестнаго хода. Началось молебное пение Спасителю и Богоматери. Службу совершает преосвященный Иоанн, епископ Полтавский. Двенадцать старших протоиереев занимают места у амвона. Впереди занимает место архимандрит Макарий, настоятель Московскаго Высоко-Петровскаго монастыря. Поет хор архиерейских певчих.

Пред началом молебствия преосвященный Иоанн обратился к присутствующим с речью, приблизительно следующаго содержания: "Возлюбленные братие-христиане! Мы все начинаем переживать торжественное празднество и сюда собрались для начала сего празднования 200-летия славной Полтавской победы.

И вот, празднуя, перенесемся мысленно, братие, в те времена, когда наши отважные христолюбивые воины проливали свою кровь за Веру, Царя и Отечество наше, - и с Божьей помощью одолели врагов. Сколько при этом потерпели они, сколько пережили скорбей и страданий, и, хотя прославлены были за одержанную победу, но для них самих последствия сей победы были неясны, тогда как теперь они ясны для каждаго из нас! Многочисленны эти великия последствия, слишком явно они всюду чувствуются. Посему-то на празднество наше съехались со всех концов России, из самых отдаленных местностей, дабы здесь, на месте битвы со шведами, возвеличить Господа Бога за празднуемую Полтавскую победу и прославить память предков своих.

Помолимся же Господу, чтобы Он помог нам достойно совершить это празднество, а благочестивому ИМПЕРАТОРУ нашему послал среди нас здесь, как и всюду, радость и утешение".

В это время на площади у собора собрались огромныя толпы народа. От входа в

храм по направлению к Александровской улице расположились в два ряда на большом протяжении члены союза Русскаго народа со своими хоругвями.

Эти хоругви, числом 138 участвовали в крестном ходе. Сюда же прибыли военныя части: роты от полков - 33 пех. Елецкаго и 34 пех. Севскаго, команды от частей, войск и четырехорудийная батарея 9 артиллерийской бригады, а также два хора музыки от полков Елецкаго и Севскаго. По совершении молебствия открылся крестный ход, направившийся в храм св. Сампсона Странноприимца. Загудели колокола во всех городских церквах.

Стройно поются молебные напевы. На перемену им играет оркестр военной музыки. Медленно колышется многотысячная толпа, впереди фонарь и запрестольный крест и 16 крестов попарно, икона Богоматери из села Ивановки, несомая депутатами этого прихода, 16 крестов и Горбаневская чудотворная икона, несомая в киоте полтавскими гражданами, затем хор воспитанников церковно-учительской школы и других церковных школ, в числе свыше 2500 учащихся с 300 учащими, хор архиерейских певчих, по четыре в ряд, представитель города с иконой Спаса Нерукотвореннаго Образа, диаконы и протоиереи, по два в ряд, иподиаконы с дикирием и трикирием и преосвященный епископ Полтавский и Переяславский Иоанн с протодиаконом и посощником, представители администрации, учащиеся, хор военной музыки, войска и многочисленные богомольцы по сторонам крестнаго хода. Хоругви, доставленныя из церквей г. Полтавы, а также хоругви-знамена союза Русскаго народа, несомый по обе стороны крестнаго хода, придают зрелищу неообычайно торжественный вид. Крестный ход следовал по Александровской и Куракинской улиuам, затем по Зеньковской дороге. Когда крестный ход подошел к тому месту, где дорога сворачивает к Братской могиле, он остановился в ожидании другого крестнаго хода, который шел навстречу ему из села Семеновки с Каплуновской иконой Божией Матери.

В это время преосвященный Иоанн окропил св. водой новый памятник шведским воинам, после чего депутации от разных воинских частей возложили на памятник венки. Нам удалось заметить в числе венков следующее:

Серебряная лавровая ветвь на серебряной массивной доске - "От потомков потешных Семеновцев 1907-1909".

Серебряный венок с красными лентами: "Верно преданным своему королю воинам от Петровских Сибирцев 27 июня 1909 г."

Золоченый венок из лавровых и дубовых листьев: "Доблестным воинам шведским Киевские гренадеры 1709-27- V 1-1909".

Лавровый венок с лентами: "11 пехотный Псковский. генерал - фельдмаршала князя Кутузова - Смоленскаго полк - доблестному противнику".

Серебряный венок с надписью: "Апшеронцы-Нижегородцы Николая Балка полка доблестным воинам, павшим в Полтавском бою".

Серебряный венок из лавровых и дубовых листьев с надписью: "22-й пехотный Нижегородский полк противнику".

В начале б-го часа стал приближаться крестный ход с Каплуновской иконой Божией Матери. Икона помещалась в богатом киоте. Несли ее два офицера Преображенскаго полка. Когда крестные ходы соединились, то на самом поле Полтавской битвы. при огромном стечении народа, была совершена заупокойная всенощная.

Так всенародным молением началось празднование двухсотлетия преславной Полтавской победы.

ПРИБЫТИЕ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НА ЦАРСКУЮ СТАВКУ

84672eef86af.jpg

К 9 часам утра 26 июня для встречи ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА в роскошном

павильоне ЦАРСКОЙ ставки, на поле Полтавскаго боя, роскошно убранном зеленью, цветами и национальными флагами, был выстроен почетный караул с развернутым знаменем от 33-го пехотнаго Елецкаго полка, имея на правом фланге военное начальство с командующим Киевским военным округом генерал-адъютантом Ивановым и командиром 10-го армейскаго корпуса генерал- лейтенантом Жилинским во главе, а на левом - ординарцев. В павильоне же собрались министры: Военный, Юстиции, Путей Сообщения, главно-управляющий земледелием и землеустройством, кавказский наместник

генерал-адъютант граф Воронцов-Дашков, товарищ министра Внутренних Дел генерал-майор Курлов и свита ГОСУДАРЯ: генерал-адъютанты светлейший князь Голицын, князья Оболенский и Васильчиков, граф Татищев, Дубасов, Струков, свиты ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА генерал-майоры: Джунковский, московский губернатор, князья: Кочубей, Енгалычев, флигель-адъютант Германскагo императора Гинце, состоящий при Особе ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, и много флигель-адъютантов; здесь также находились Полтавский губернатор граф Муравьев, местныя начальствующия лица, представители общественных учреждений и депутации от города Полтавы, Полтавскаго уезднаго земства, купеческаго общества, мещанскаго общества, евангелическо-лютеранскаго общества, тахтауловскаго сельскаго общества, общества казаков и крестьян полтавской волости, руновщинскаго волостного схода и полтавскаго еврейскаго общества.

В начале десятаго часа утра прибыл ИМПЕРАТОРСКИЙ поезд. Войска взяли на караул, музыка заиграла встречу. Из салон-вагона вышел ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в сопровождении Великих Князей: Михаила Александровича,

Бориса Владимировича, Николая Николаевича, Георгия Михайловича, Сергея Михайловича, принца Петра Александровича Ольденбургскаго, председателя Совета Министров П. А. Столыпина, министра ИМПЕРАТОРСКАГО Двора барона Фредерикса; обер-церемониймейстера графа Гендрикова, генерал-адъютантов Гринвальда и Дедюлина, дворцоваго коменданта, начальника канцелярии Министерства Двора генерал - лейтенанта Мосолова, инспектора ИМПЕРАТОРСКИХ поездов гофмейстера Копыткина и других. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР был в парадной походной форме лейб-гвардии Преображенскаго полка, имея через плечо голубую Андреевскую ленту. ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО был встречен Великим Князем Константином Константиновичем, принцем Александром Петровичем Ольденбургским, герцогами Георгием Георгиевичем и Михаилом Георгиевичем Мекленбург-Стрелицкими, кавказским наместником и всеми собравшимися.

Приняв на правом фланге караула рапорт, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, под звуки Петровскаго марша в сопровождении Особ ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии: министров Военнаго и ИМПЕРАТОРСКАГО Двора, дежурных генерал-адъютанта Пантелеева, свиты ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА генерал-майора Гернгроса, флигель-адъютанта Скоропадскаго и лиц свиты, обходил фронт караула и здоровался с ним. В ответ полились звуки народнаго гимна, раздалось восторженное "ура". Приняв на левом фланге ординарцев, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР пропустил мимо Себя почетный караул; во время прохождения караул удостоился Монаршаго "спасибо".

Обойдя затем собравшихся в павильоне министров и лиц свиты, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР подошел к группе, представителей различных ведомств.

Полтавский губернатор имел счастье представить их ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ.

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР милостиво беседовал с каждым из них; затем ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ были представлены все собравшияся депутации.

Каждая депутация имела счастье поднести ГОСУДАРЮ хлеб-соль. Полтавский городской голова Черненко, поднося с выборными хлеб-соль, обратился к ГОСУДАРЮ с прочувствованным словом явившимся живым выражением одушевлявших всех чувств. Он сказал: "ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО. Как и встарь, земно кланяется Тебе, наш БАТЮШКА, Полтава.

С чувством глубочайшаго благоговения она просит Тебя осчастливить ее принятием хлеба-соли и восторженно приветствует русским "добро пожаловать". Два века назад Полтава, осажденная шведами, горячо молила и ждала к себе освободителя своего, Великаго Петра. После геройской тяжелой двухмесячной обороны Полтава спасена преславною викториею Твоего венценоснаго предка. Геройство и заслуги полтавцев пред Российскою Державою Всемилостивейше отличены Тобою. Ты повелел соорудить им и доблестному Келину памятник. Ныне Полтава и Твои верные полтавцы с трепетным чувством радости и счастья ждали Твоего прибытия, и вот Ты, наш САМОДЕРЖАВНЫЙ ГОСУДАРЬ, среди нас. Ты Своими ясными очами увидишь, как горячо любит Тебя Твоя Полтава, как беззаветно она верна и предана Тебе, и да наполнится чистою радостью Твое любвеобильное сердце! Твое желанное прибытие в Полтаву и пребывание среди нас приносят Полтаве счастье и озаряют ее великими надеждами на доброе будущее. Великий Петр дал Полтаве жизнь физическую, Ты, наш ГОСУДАРЬ, даешь ей жизнь духовную".

Принимая хлеб-соль от депутации, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР изволил благодарить.

Необыкновенно умилительна была сцена поднесения хлеба-соли ГОСУДАРЮ крестьянами; поднося хлеб-соль, члены депутации от радостнаго волнения почти не могли говорить, и их слезы были красноречивее всяких слов.

ГОСУДАРЬ обласкал крестьян, удостаивая каждаго разговором, а затем, прощаясь с ними, просил их передать Его слова их односельчанам.

По окончании приема депутаций ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР с Великим Князем Михаилом Александровичем сел в открытую коляску с русской упряжью, запряженную двумя белыми лошадьми, и отбыл из ЦАРСКОЙ ставки к церкви св. Сампсона у Братской могилы. За коляскою скакали на конях два казака конвоя ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА в ярко-красных черкесках. Как только экипаж с ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ показался близ построения войск, громадная толпа народа заволновалась, прошел еще миг, и дружное русское "ура" огласило широкое поле Полтавской битвы, где юная армия Великаго Петра одержала блистательную победу над своими учителями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня тоже вопрос : кому пришла мысль в голову убрать истинный памятник Прометею ( установив его во дворе музея)

и соорудить творение под названием Прометей -2 ?

Ну собственно второй вопрос : кто внимательно смотрел на памятник ( раньше каждые выходные ,когда там горел вечный огонь были цветы и их возлагали молодожены )так вот памятник разрушается и это видно ,вопрос когда будет отремонтирован символ города ?Или его ожидает судьба городских балконов ?

Об этом хорошо знает директор городского музея Буланова Н.М.

З А К О Н У К Р А Ї Н И

Про внесення змін до Закону України

"Про охорону культурної спадщини"

Стаття 22. Заборона знесення, зміни, заміни пам'яток

та порядок їх переміщення (перенесення)

Пам'ятки, їхні частини, пов'язане з ними рухоме та нерухоме

майно забороняється зносити, змінювати, замінювати, переміщувати

(переносити) на інші місця.

Переміщення (перенесення) пам'ятки на інше місце допускається

як виняток у випадках, коли неможливо зберегти пам'ятку на місці,

за умови проведення комплексу наукових досліджень з вивчення та

фіксації пам'ятки (обміри, фотофіксація тощо).

Фінансування всіх заходів з вивчення, фіксації, переміщення

(перенесення) пам'яток, що підлягають переміщенню (перенесенню)

відповідно до цього Закону, провадиться за рахунок коштів

замовника робіт, які викликали необхідність переміщення

(перенесення) пам'яток. Якщо переміщення (перенесення) пам'яток є

необхідним внаслідок дії непереборної сили, вивчення та фіксація

пам'ятки провадяться за рахунок коштів Державного бюджету

України".

http://www.pamjatky.org.ua/

Изменено пользователем zelezniyfelix

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 1 ноября 1911 года Алексей Яковлевич заканчивает Санкт-Петербургскую академию художеств, ему присваивают классное звание художник за картину "После получки".

d57ef1495cad.jpg

После успешной реставрации Сампсониевской церкви в Полтаве, Алексея Яковлевича приглашают для росписи Трехсвятительской церкви («Гольберговская»)в Харькове.

Историческая справка:

Трехсвятительская церковь («Гольберговская») — православный храм в Харькове по улице Первой Конной армии (б. Заиковской), 101, построенный в 1907—1915 годах по инициативе председателя Городского купеческого общества купца первой гильдии Григория Осиповича Гольберга и его супруги Марии на их собственном земельном участке. Храм назван во имя трёх православных Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

9 января 1906 года на организованном благочинным округа Преображенской церкви священником Петром отцом Фоминым приходском сходе жителей Заиковской и прилегающих к ней улиц, на котором было принято решение возвести на доброхотных началах храм во имя Трех Святителей и избран Строительный комитет, председателем которого стал Г. О. Гольберг. Было объявлено, что М. С. Гольберг безвозмездно передает для постройки храма принадлежащий ей участок на Заиковской улице (750 кв. саженей = 0,34 га), а сам Г. О. Гольберг жертвует на его возведение 10 тысяч рублей и обязуется содействовать строительству. 24 февраля 1906 года Строительного комитет в избранном составе был утвержден Епархиальной администрацией и начал деятельность по подготовке строительства храма, выработке проекта и сбору пожертвований.

Проект был разработан архитектором М. И. Ловцовым в формах московского пятиглавия с шатровой колокольней, но на основе принципиально нового конструктивного решения, ранее реализованного в Петербургской церкви Киево-Печерского подворья (1895—1900 гг., архитектор В. А. Косяков). Особенностью конструкции является отсутствие внутренних несущих столбов: обширный зал храма перекрыт парными перекрестными железобетонными арками, на пересечение которых опирается центральный световой барабан с куполом.

Закладка Трёхсвятительского храма состоялась 2 сентября 1906 года уже без участия тяжело больного М. И. Ловцова, под руководством нового епархиального архитектора В. Н. Покровского, который и завершил строительство.

Роспись церкви в течение двух лет осуществил петербургский живописец Алексей Яковлевич Сокол (воспитанник Академии художеств, ученик И. Е. Репина и П.П.Чистякова), сочетая новый для тех лет стиль модерн, с соблюдением канонов. Оригинальный иконостас был изготовлен в Италии по чертежам В. Н. Покровского. По бокам иконостаса расположены киоты с иконами Трёх святителей и святой великомученицы Марии.

Площадь храма позволяла разместить во время службы до 650 человек. На строительство пошло около 2 млн штук кирпича, а общая сумма затрат на все работы составила 200 тысяч рублей.

Строительство было в основном завершено в конце 1914 года. Освящение храма совершил митрополит Флавиан 29 мая 1915 года.

452px-VVV-%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%C2%AB%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%C2%BB%28%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%29.jpg

800px-VVV-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81_%D0%A2%D1%80%D1%91%D1%85%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%28%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%29.jpg

Иконостас

450px-%D0%A2%D1%80%D0%B8_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F.JPG

Северная сторона.

800px-VVV-%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%A2%D1%80%D1%91%D1%85%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%28%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%29%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C.jpg

Роспись подкупольного пространства,Трёхсвятительская церковь (Харьков)Гольберговская_церковь.Обновление росписи выполнено в период с 2003 по 2008г.

Верховод Виктор Васильевич

800px-VVV-%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BC%28%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%29.jpg

Шестикрылый Серафим

785px-VVV-%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B.jpg

Знамение Пресвятой Богородицы

Оригинальная живопись А. Я. Соколова, данной иконы, была закрашена и разрушена. Я попытался по сохранившимся контурам и образцам икон рядом восстановить образ в том стиле, манере письма, цветовой гамме, в которых осуществлена вся роспись храма.

Живопись масляными красками по известковой штукатурке. Сусальное золото, поталь-имитация серебра.Верховод Виктор Васильевич.

800px-VVV-%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D1%85%D0%BE%D1%80-%D0%A2%D1%80%D1%91%D1%85%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%28%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%29.jpg

Обновление росписи выполнили в период с 2003 по 2008г.

Верховод В.В.,Марьенко Л.Я.,Золотарёв Л.М.

Из жизни храма

После революции 1917 года Трёхсвятительскую церковь в 1923 году превратили в склад, куда свозили церковное имущество из закрытых храмов. Но уже 17 марта 1925 году в ответ на ходатайство 50 жителей района Заиковской улицы губисполком заключил с верующими договор о передаче им в бесплатное бессрочное использование здания и перечисленных в приложенной к договору описи предметов культа.

В короткое время храм завоевал большую популярность у харьковчан, превзойдя по числу прихожан (1918 человек) городской и кафедральный соборы. Управлял всеми делами храма Приходской церковный совет, избранный прихожанами, количество которого первоначально было немногим более ста человек. Его председателем до 1929 года состоял Я. М. Деревянко.

При храме имелась самостоятельная Православная сестрическая организация, которая ведала украшением и уборкой храма, помогала сторожу, занималась починкой риз и облачений, наблюдала за порядком во время богослужения и в религиозных процессиях.

Сохранившиеся архивные документы о деятельности Церковного совета Трёхсвятительского храма заканчиваются 1929 годом, но известно, что церковь продолжала действовать до предвоенных лет. Настоятель храма П. Фомин и староста В. И. Скоркин были расстреляны по обвинению в антисоветской деятельности.

Богослужения возобновились в 1941 году, продолжаясь во время гитлеровской оккупации. Официальная регистрация храма состоялась в 1944 году.

Позже в цокольное помещение храма (планировавшееся как усыпальница Григория и Марии Гольбергов) была «подселена» харьковская старообрядческая община (Белокриницкое согласие).

Приведём отзыв современника, относящийся к 1915 году: "Внутри он (храм) весь открыт, и в этом его особенность и прелесть. Весьма нарядный и изящный снаружи, он ещё прекраснее внутри... Художник Соколов украсил храм чудной стенной и иконостасной живописью. Художник хорошо изучил древнерусскую и византийскую иконопись и понял её основную идею. Он дал здесь не копии старинных росписей, а художественное воспроизведение их. Само расположение росписей на стенах храма и икон в иконостасе правильно продумано и согласовано. ...По художественной росписи этот храм единственный и самый лучший в Харькове".

Имена архитектора В. Н. Покровского и художника А.Я.Сокола напечатлены на памятной доске, установленной на западной стене в зале храма.

Освящение храма

Торжественный акт освящения Трёхсвятительского храма, строительство которого было в основном завершено в конце 1914 года, состоялся 29 мая 1915 года. О торжественном освящении храма позаботились Г.О. и М.С. Гольберги. Совершить чин освящения изъявил желание Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан, с 1901 по 1903 гг. возглавлявший Харьковскую кафедру.

28 мая в храм доставили из Куряжской обители святую чудотворную икону Озерянской Божьей Матери. Настоятель Куряжской обители Преосвященный Феодор заведовал порядком освящения. Высокохудожественные церковные принадлежности и утварь были приобретены в Москве у фабриканта Оловянишникова. Вызывали восхищение запрестольные кресты, Евангелие и дарохранительницы, выполненные в стиле роскошных изделий XVII века. Накануне дня освящения с 6 часов вечера Преосвященный Феодор совершил всенощное бдение по чину храмового богослужения в честь Трёх Вселенских Святителей, во время которого храм впервые осветили. Особенным образом расположенные светильники направляли свет вверх и на росписи алтарных стен. Середина храма освещалась громадной люстрой византийской формы "хороса" в виде громадного обода на массивных цепях, закреплённых в боковых стенах.

29 мая торжества начались в 9 часов утра при стечении множества людей. В храм пропускали только по приглашениям. Преосвященный Феодор (Лебедев), епископ Сумской, встречал Митрополита Киевского Флавиана (Городецкого), Митрополита Антония (Храповицкого), члена Государственного Совета митрофорного протоиерея Т. И. Буткевича, наместника Киево-Печерской лавры архимандрита Амвросия, наместника Покровского монастыря архимандрита Рафаила и других представителей духовенства. На богослужении присутствовали шталмейстер Двора его Императорского Величества М.К.Катеринич, вице-губернатор П.Н.Масальский, попечитель учебного округа П.Е.Соколовский, городской голова профессор Д.И.Багалей, ректор Харьковского университета профессор И.В.Нетушил, Г.О.Гольберг и М.С.Гольберг, архитектор В.Н.Покровский, художник А.Я.Сокол, представители военных властей, именитое купечество, видные общественные деятели, местные и приезжие богомольцы.

После помазания храма святым миром Высокопреосвященный Архиепископ Антоний поднял святые мощи и весь сонм духовенства и богомольцев обошел крестным ходом храм под торжественный звон колоколов. Затем последовал чин "возьмите врата князи ваша, возьмитеся врата вечные и внидет Царь славы! Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и сильный, в брани!" (Псалом 23,7-8). Распахнулась завеса, отделявшая притвор от храма, и крестный ход вступил в храм, затем в алтарь. Заключительную молитву произнес в царских вратах Святитель Флавиан.

После обычного многолетия началась Божественная литургия. В конце литургии Высокопреосвященный Антоний произнес слово, посвящённое торжеству. Указав на то, как часто богатства и роскошь тратятся на суету и тщеславие, он отметил в наших людях исконную черту — любовь к храмам Божьим, жертвы и щедрость на их создание и украшение, остановившись при этом на примере, поданном супругами Гольбергами. От имени Куряжского Спасо-Преображенского монастыря им поднесли образ Трёх Святителей, и епископ Феодор произнес приветственную речь в их честь. На стене храма была установлена памятная доска с именами преосвященных, зодчего и художника.

После окончания торжества гости направились по приглашению Гольбергов к ним в дом, где всех потчевали хлебом-солью, а в 17 часов в Трёхсвятительской церкви началась каждодневная служба.

продолжение следует.

Изменено пользователем zelezniyfelix

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

продолжение следует.

Сообщение отредактировал zelezniyfelix: Сегодня, 00:44

===============

Извините, Вы собрались интернет-книгу написать на форуме?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

продолжение следует.

Сообщение отредактировал zelezniyfelix: Сегодня, 00:44

===============

Извините, Вы собрались интернет-книгу написать на форуме?

Почему книгу? Развиваю тему "К 90-летию памятника Прометей (1922 - 2012)"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Венеции по проекту Щусева, в 1913 г. сооружается павильон на художественной выставке в Венеции, нарядный, национально-своеобразный25. Павильон был задуман как очень простой кубический объем, покрытый шатровой кровлей, увенчанной гербом. Вокруг этого объема, в котором располагается большой выставочный зал, живописно группируются входное крыльцо с лестницей, открытая терраса, вестибюль и служебные помещения. Главными композиционными средствами были пластика и пропорциональность основного объема сооружения. Архитектурное своеобразие создавалось темпераментно нарисованным крыльцом, обрамлениями окон и дверных порталов.

В связи с открытием русского павильона на международной художественной выставке в Венеции "С.-Петербургские ведомости" 30 мая 1914 г. (№ 119) писали: "Построен он архитектором Щусевым в русском стиле XVII века. Сперва казалось странным перенесение такого стиля на венецианскую почву, хотя она и привыкла к пестроте. Возникало опасение, что наш павильон не будет гармонировать с пейзажем. На самом деле этого нет. Павильон уютно прячется между громадными деревьями, густая зелень которых образует для него вполне подходящий фон и рамку. Архитектурные линии просты, ясны, нет ничего лишнего, а серо-синеватая окраска стен приятна по тону. Когда после него переходишь к павильонам других наций, то разница в художественности обликов сразу бросается в глаза, ибо наш павильон - это стильная застройка, говорящая об определенной национальности...".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему книгу? Развиваю тему "К 90-летию памятника Прометей (1922 - 2012)"

Прометея расковали

11 ИЮН 2009

Из свалки истории в Днепродзержинск вернулась знаменитая скульптура, которую удалось реставрировать благодаря технологии... ремонту автомобилей.

Тяжело найти населенный пункт, где бы скульптура стала настолько органическим его символом, как знаменитый «Прометей раскован» в Днепродзержинске. Установленная еще в 1922 году, она продержалась вплоть до 2000-го. И прижилась настолько, что дала вторую назову Днепродзержинску - «город Прометея».

История создания памятника чрезвычайно интересна. В городе, который до 1936 года назывался Каменское, происходили бурные революционные события. Они и родили идею создания памятника, который стал бы символом неповиновения царя, стремления к свободе и величию профессии металлурга. Воплотил ее в жизнь архитектор Алексей Сокол, ученик Репина и Серова, который тогда работал в Каменском на металлургическом заводе. Вместе с Соколом за дело взялся литейщик Сергей Гречнев. В стране еще бурлила гражданская война, завод стоял. Поэтому качественного чугуна для Прометея не нашлось. А тот, из которого отлили памятник, был, за терминологией металлургов, грязным, с разными примесями. Уже готова скульптура еще два года пролежала на заводе. И только 7 ноября 1922-го памятника был установлен на Новобазарной площади над братской могилой большевиков-каменчан. Во время Великой Отечественной войны скульптуру сбросили из постамента и отправили на переплавку как металлолом. Однако завод в те годы так и не заработал. Поэтому скульптура чудом уцелела. А после войны Прометея повернули на старое место, но уже «раненого», - при падении из постамента чугун в одном месте треснул, поэтому повреждение пришлось заваривать.

В 2000 году Днепродзержинск торжественно отмечал свое 250-летия. Тогда же чиновники обратили внимание и на памятник Прометею. Специальная комиссия признала его аварийным. И старика отвезли к Музею истории города, где он пролежал целые девять лет. Вместо этого на кардинально обновленной прежней Новобазарной площади появился второй Прометей.

С тех пор судьба легендарной скульптуры не оставляла в покое директора Музея истории города Наталию Буланову. Дело тронулось с места, когда за нее взялся известный днепродзержинский скульптор, заслуженный художник Украины Гарник Хачатрян. Интересно, что для реставрации он использовал современную технологию... ремонту автомобилей - отскребал чугунное «тело» от ржавчины и грязи, а в некоторых местах искусно приварил металлические детали, изготовил новый факел вместо затерянного прежнего, покрыл поверхность Прометея защитным слоем и краской.

Обновленный раритет установили возле Музея истории города. Это теперь многие считают символическим событием - мол, именно с этим Прометеем Днепродзержинск пережил много несогласия, и именно он станет своеобразным ангелом-хранителем города.

http://moloda.odessa.ua/?p=101

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему книгу? Развиваю тему "К 90-летию памятника Прометей (1922 - 2012)"

Очень интересно. И рисунки прекрасные.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

9 мая не за горами да и 90 летие тоже, а постамент вот уже 2 год продолжает разрушаться.

6dbfbbc369cc.jpg

628d3cef6cd3.jpg

1bb42f83eb19.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чему уже удивляться. Так и живем.

Выложу фото на страничку Азарову Н.Я., пусть посмотрит...

Уже выложил!

http://www.facebook.com/SvietlanaPriadko?ref=ts

http://www.facebook.com/profile.php?id=100000112810437&ref=tn_tnmn

Изменено пользователем zelezniyfelix

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...