Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Почитал - понравилось :)

О табаке на всю ивановскую

В силу целого ряда объективных причин, в первую очередь экономических, в течение длительного времени важнейшей формой рекламы в России оставался «крик» коробейников и «стационарных» торговцев. Причем, даже у них в рекламе существовала своя специфика. Дело в том, что движения бродячих торговцев были стеснены товарами, которые они держали, как правило, на руках. Зато купцы, торговавшие за прилавком, были свободны в движениях и могли использовать гораздо больше способов привлечения клиентов. В борьбе за покупателя они не ограничивались уже простыми словесными уговорами, но и нередко прибегали к настырным, почти насильственным приемам. Описывая образ жизни купца XVIII века, М.И. Пыляев так рассказывает об уловках, применявшихся тогда торговцами: «В торговле в то время первое дело было зазвать к себе покупателя и отбить последнего у соседа. Потому молодцы с зычным голосом, неотвязчивые и умеющие в зазывах своих насулить покупателю с три короба, высоко ценились хозяевами. Когда покупатель в лавку был зазван, торговец старался улестить его, отвести ему глаза, продать товар втридорога. На такие уловки нужна была опытность. Платье, походка, речь покупателя, тут все берется в расчет. С одним надобно кланяться, упрашивать, сделать уступку «из уважения», с другого заломить сразу цену и вести себя гордо, не уступать копейки, третий, как, например, мужичок, требует фамильярного обращения: стукнуть по плечу, по животу, и «что ты, мол, брат, со своими торгуешься, со своего человека земляка лишнего не возьмем». С духовенством можно заговорить от писания, следует подойти под благословение, в самой физиономии выразить некоторую святость».

Торговля табачными изделиями «на крик» исторически возникла на основе так называемой «голосовой» рекламы, сродни крикам глашатаев в западных странах. Известно было это явление и на Руси. В XV в. вошло в обыкновение оглашать правительственные указы с Красного крыльца кремлевских палат в Москве, на Ивановской площади, (отсюда поговорка «кричать на всю Ивановскую»). Но голоса глашатаев с трудом пересиливали крики торговцев, раздававшиеся со стороны лавок под кремлевскими стенами.

Для каждого товара существовал свой традиционный элементарный «крик», свои слова и своя мелодия крика, своя интонация, т.е. свой словесный и музыкальный образ. Торговец папиросами, например, мог кричать: «Папиросы "Дели", "Узбек"!» Но если торговля шла на рынке или при наличии рядом конкурентов, "крик" из чисто информационного сообщения превращался в рекламу: "Папиросы "Дели" - кури две недели!", "Папиросы "Узбек" - от которых сам черт убег!" При этом успех выкриков зависел от тембра голоса, смысла текста, интонации, мелодии речевого звука, ритма высказывания, одежды возглашающего, его прически, мимики, жестикуляции, наборов предметов, которыми он жестикулировал. Вот пример рекламы турецкого табака, который, как известно, считался в давние времена одним из лучших табаков:

«Папиросы, табак и гильзы с турецкой девицей, в супружеском деле большой баловницей. Сама курит и людей солидных на то мутит. У султана турецкого триста жен, от них один гомон: одной покурить дай, другую изюмом накорми, а десяток с собой спать положи. Смирно не лежат, брыкаются, бесстыдством похваляются. Послал их султан за это к нам в Москву гулять и папиросы набивать».

Иначе преподносится продукция отечественного производства. Не трудно отметить разницу в стиле. Вместо баллады на турецкую тему чаще используется задорный язык, свойственный живому разговору продавца и покупателя. Замечательным образцом такой рекламы является монолог торговца махоркой, записанный на московском рынке в 1917 году поэтом-модернистом круга В.В. Маяковского, драматургом и эстрадником Евгением Платоновичем Ивановым:

«Махорочка, табак деревенский - сорока двух сортов и натуральных видов! Растет листом в Луганске для трубки цыганской, а для добрых человеков - путаная крошка, курится в "собачьей ножке". Заменяет сигары гаванские и лучшие табаки испанские. Был сорт "Богдан Хмельницкий" и "Кобзарь" - теперь-с вроссыпь их пустили на базар. "Золотая" и "Чудо-рыбка" - ныряет, где неглыбко. Была в одной цене, теперь подорожала. "Наталка-Полтавка" - самая душистая-с травка и крепкая, и вкус в ней - костромскому разводу не сдаст. Прошу подходить и, кто не верит, пробовать! Откуда мы все это знаем? Сам я правский, старый разводчик-табачник, сын тоже теперь по этой части. "Дрезина" и "Казак" - кури их с сыта и натощак! Кременчугский "Самокат" можно курить давать напрокат и деньги заработать, даже в череду стоять желающие станут. Нате бумажку - сверните на пробу... Сам я? Сам не курю, только пробую, и то считаю вредным. Нюхательная? Нюхательная тоже есть. "Палаптирикс" - птица о двух головах, на коротких ногах, в свое время две копейки стоила. С одной головой птица - четыре копейки. Была днепровская нюхательная, для военных брали. С рисуночком специальным: офицер солдат вежливо учит... "Рыцарь" еще да "Прогресс" из Ливн-Домогадского. Шестьдесят семь лет, а память у меня какая! Еще какие назвать? "Сестрица" - очищенная жилка, крепкий, взатяжку не продохнешь, пятками вперед домой пойдешь и двери к себе не найдешь! "Нюхач" - нюхай да плачь. Спички? Спички есть, господин, вятские с петухом и еще бывшие Лапшина, у которого лопнула шина. Получите! Две копеечки сдачи... А вот махорка-мухобой, самая крепкая! Один курит, а семь наземь в обморок падают. Махорочка - табак деревенский!..

«Крик» в России стал истинно народной рекламой. Несмотря на появление новых ее видов, он пользовался большой популярностью и в городе, и в деревне на протяжении многих веков. О «криках» и их роли в жизни города хорошо передают воспоминания рубежа XIX-ХХ вв. прекрасного писателя и искусствоведа Сергея Николаевича Дурылина. Он жил когда-то в одном из старейших уголков Москвы — Елохове. В 1890-е годы там прошло его детство: «Невозможно представить себе любую улицу и переулок в Елохове без живого, въедливого в уши, бодрого крика разносчиков и развозчиков, сменяющих один другого, другой – третьего и т.д. с утра и до сумерек. По крику этому, сидя в комнате, можно было узнать, какое время года и какой церковный повод времени: «мясоед», «мясопуст», «сырная неделя» (попросту – масленица) или «сыропуст» и сам великий пост».

На красоту и уменье обыграть слово уличными торговцами обратили внимание и такие видные писатели как, например, Н.А. Некрасов. Достаточно вспомнить хотя бы его известнейшее стихотворение «Дядюшка Яков» про разъездного сельского торговца, у которого, как водится, есть все: и сладости, и платки, и булавки, и даже книжки с картинками. Главное, обо всем у него припасено меткое словцо:

...Эй, малолетки!

Пряники редки,

Всякие штуки:

Окуни, щуки,

Киты, лошадки!

Посмотришь - любы,

Раскусишь - сладки,

Оближешь губы!...

...У дядюшки Якова

Про баб товару всякого:

Ситцу хорошего -

Нарядно, дешево!

...Новы коврижки -

Гляди-ко - книжки!

Мальчик-сударик,

Купи букварик!

С начала XX века «крики» торговцев попали и в орбиту внимания фольклористов, их начали записывать, собирать. Обширнейший свод народного острословия составил тверской крестьянин, фольклорист-самоучка, Василий Иванович Симаков. Он записывал московские торговые присловья в лучшие для их бытования годы - во время НЭПа. По его наблюдениям «папиросы, спички, махорку или махру продавали мальчики подростки, которые не столько стояли на месте, сколько бегали по улицам рынка с криком:

Папиросы есть «Трезвон»,-

Подходи со всех сторон!

(...)

И тут же находились шутники, и мальчикам шутили:

Папиросы «Трезвон»!

Как закуришь – беги вон!

Махрой чаше всего торговали взрослые. (Привозили с места выработки беспошлинно. Так называемая контрабанда.) Махорку или махру продавали чашками, стаканами:

Ай да махорка, вырви глаз!

Аромат – не зелье,

Курить – одно веселье!

И подбодряли:

Кто курит табачок,

Тот веселый мужичок!

(...)

И такая табачная присказка:

Вот так табачок!

Закуривай, мужичок!

Как курнешь,

Так уснешь!

Как вскочишь,

Так опять захочешь!

Восхваление и порицание:

Кто курит табачок,

Тот прекрасный мужичок!

А кто нюхает табак,

Тот хуже бешаных собак!

Наскакивай, ребята,

Вот где хорошая махра-то!

Махорка – вырви глаз!

Подходи, рабочий класс!

Чудо-юдо табачок!

Закуривай, мужичок!»

Как невозможно себе представить ни один старый российский город без колокольного звона, так невозможно его представить без "криков" уличных торговцев. Раньше, что ни день, воздух просто звенел от бодрящих побасенок, стишков и разных заковырок. Словно весной от птичьего гомона. Да, теперь такого уж не услышать, да, пожалуй, и не представить деловой размах разудалых торговцев-разносчиков. Торговля вразнос, шла во всю! И "крик" был вывеской и рекламой. Конечно, крик крику - рознь. Чаше просто и натурально сообщалось, что-де имеются семечки, вода или папиросы. Но вот представьте: с чьих-то уст сорвалось свежее и яркое словечко, покатилось "на всю ивановскую". Тут уже все внимание, все взоры к остряку, к его продукции. И она — продукция — пошла нарасхват. Известное дело: "нужда пляшет, нужда скачет, нужда песенки поет".

Так "крик" перерастал в "краснобайство". А краснобайство мелкой монетой не дарило. Даже безземельный, безлошадный мужик, вдруг оказавшись в городе и сумев оседлать нового конька-горбунка - наш могучий русский язык, - мог рассчитывать на многое. Мог, например, неожиданно быстро разбогатеть и, как говорили, в люди выйти... Мог семью завести и дом на широкую ногу поставить. У "краснобая" торговля спорится: ни что не лежит, не портится... И еще народ говорил: "торг без глаз, а деньги слепы: за что отдаешь, не видят". Впрочем кто-кто, а народ был доволен. В самом деле, понадобилось хозяину чего-нибудь такое, например, спички к папиросам - только ушко насторожи - уж крикун-разносчик тут как тут. Он поспевает, голосит где-то совсем близко. Можете не сомневаться. Особенно ценился труд разносчика в весеннюю распутицу, в крещенские морозы — когда на улицу носа не высунешь, а курить хочется...».

Андрей Малинин,

специально для Сигарного портала

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все по табаку, вы заядлый курильщик Эдитар)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Едіторе , Форум названо вірно - " Старинньіе видьі рекламьі " , а ось те , що Ви написали - то не зовсім старовинне , треба було вже починати з цього , наприклад :)

Рекламные тексты в античности

Институт глашатаев – дно из древнейших установлений государственной власти. Эти должности зафиксированы в различных древних государствах. На европейской территории таблички с перечнем профессий, где значатся и глашатаи, найдены при раскопках в центрах Крито-Микенской культуры, относящейся к 14 веку до нашей эры. Для чего служила эта профессия? Для повседневного информирования больших скоплений людей, каковыми уже являлись древние города.

Во многих случаях под видом государственных распоряжений – эдиктов –произносились сугубо политические призывы и обличения. Конечно, значительно чаще глашатаи сообщали населению общезначимую информацию: о чествовании прославленных полководцев, о прибываюших в город посольствах, об очередной раздаче хлеба или грандиозном цирковом представлении. В этих объявлениях общезначимая информация тесно переплетается с рекламой.

Глашатаям поручалось также оперативно оповещать население о вызове граждан в суд, о вынесенных приговорах и предстоящих казнях. Со временем эта сфера оповещения составила ответвление юридической рекламы, которая стала столь активной и действенной в наши дни.

По свидетельствам культурологов, в античности и средневековье духовная жизнедеятельность общества проявлялась по преимуществу в устной форме. Это подтверждается преобладанием устных вариантов рекламных текстов. Их постоянная часть выкрики торговцев – впоследствии выделилась в особый жанр. Эта область рекламы включала:

А) выкрики зазывал в местах постоянного предложения товаров и услуг;

Б) призывы разносчиков, посредников в оказании различных услуг и бродячих ремесленников;

В комплекс рекламных средств входили, помимо устно-речевых, различные изобразительные элементы, в том числе, жесты и мимика, а также сама организация зрелищного действа в подходящее время и подходящем месте.

Коснемся здесь проблемы рекламного образа, имиджа. По общему мнению теоретиков этот структурный элемент – стержень настоящего рекламного текста, который формируется даже в простом, лаконичном тексте. Чем шире набор привлекаемых –подчас неосознанно-знаковых средств, тем разнообразнее возможности формирования выразительного имиджа.

ТУТ - БІЛЬШЕ

Изменено пользователем Лелека

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

проте , шановний Едіторе , якщо Ви таки дуже цікавитесь 19 сторіччям -

тримайте :)

або тут

це , до речі , також можна вважати за рекламу... ( якщо не можна , то я бан за пропаганду наркоти НЕ получу 100 % )

далі... "В начале двадцатого века американский писатель Ф.Лардоу пропагандирует

употребление марихуаны и описывает свои собственные впечатления от её

действия. В тот период повышается интерес и к другим средствам, способным

изменять состояние психики. Особой популярностью пользуется закись азота

(веселящий газ), исходя из его фармакологических свойств и легкости в

применении."

Також реклама ... чи таки ні ???

П.С. якщо Ви мої посилання таки вважатимите за рекламу наркоти - будь ласка , почистіть їх

Изменено пользователем Лелека

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Також реклама ... чи таки ні ???

Я просто поделился понравившейся статьей из журнала. Не более, не менее :)

Все по табаку, вы заядлый курильщик Эдитар)

Так вышло.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А какой табак курите, если конечно вы действительно табак курите :):)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А какой табак курите, если конечно вы действительно табак курите :):)

Samuel Gawith

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вау. Какая раньше реклама была. ну да тогда не знали понятие право женщины и негров)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
да, меня тоже повеселила реклама )

Отличная :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

как бы её сейчас не называли. но исполнение просто на уровне, а какие идеи, и как выполнено в те то годы. У нас в стране и сейчас мало кто так сможет ((( А обидно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
как бы её сейчас не называли. но исполнение просто на уровне, а какие идеи, и как выполнено в те то годы. У нас в стране и сейчас мало кто так сможет ((( А обидно.

Сравнили время развития и использования, традиций, наконец, рынка рекламы Америки и Украины. Не доросли мы еще.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

http://www.kharkovforum.com/showthread.php?t=2687399 -

ну а такие вот "выстрелы", флеш мобы по соотношению затраты/полу4аемая аудитория:

эту глупость запостили многие порталы по Украине.

http://atn.ua/dosug/v-harkovskom-metro-ezdila-devushka-v-halate-i-s-chashkoy-kofe

http://www.segodnya.ua/regions/kharkov/Strannosti-Harkova-odni-devushki-ezdyat-v-metro-v-halate-a-drugie-hodyat-s-obnazhennoy-grudyu.html

http://old.nr2.ru/kiev/412443.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...